Изготовление деталей из металлических порошков

Скороход Г. Е.
- ведущий специалист по
порошковой металлургии,
заслуженный технолог РФ

Порошковая металлургия – одно из наиболее эффективных направлений создания новых высокоэффективных производств деталей и перспективных материалов для современного машиностроения. Базовый вариант технологии включает: формование заготовки, спекание и окончательную обработку (калибровку, доуплотнение, чистовую механическую обработку, термообработку и т. п.), что позволяет получать готовые изделия необходимой прочности, точных размеров и сложной формы.

Порошковой металлургией производят материалы и изделия, которые либо невозможно получить традиционными методами металлургии и обработки, либо их изготовление этим методом обходится дешевле. Методом порошковой металлургии производятся: композиционные материалы риботехнического (подшипники скольжения, фрикционные диски и накладки), электротехнического (контакты, магнитотвердые и магнитомягкие изделия) и инструментального (твердые сплавы) назначения, конструкционные детали (втулки, кольца, храповики, шестерни, крышки подшипников, кулачки и т. п.) и проч.

Перспективность порошковой металлургии предопределяется тремя основными преимуществами:
уменьшением затрат на обработку изделия. Как правило, порошковые изделия получают окончательных размеров, без дополнительной механообработки, или с минимальной чистовой обработкой для достижения высокой точности. Особенно это эффективно при изготовлении порошковых изделий сложной геометрической формы;
возможностью получения изделий с регулируемой пористостью, в том числе: фильтры,
катализаторы, глушители шума и т. п.;
созданием градиентных и композиционных материалов, которые невозможно получить традиционными методами.

Основными потребителями изделий из металлических порошков являются автомобильная промышленность (до 70% всего объема производимых деталей), приборостроение, производство бытовой техники.

Анализ статистических данных, полученных в 1999-2000 гг. Европейской Ассоциацией порошковой металлургии, показывает, что при изготовлении1 тыс. тонн порошковых деталей экономится 1,5-2 тыс. тонн металла, высвобождается 50 металлорежущих станков, на 120 тыс. нормочасовснижается трудоемкость, а производительность труда возрастает более чем в 1,5 раза. При этом, себестоимость порошковых конструкционныхдеталей средней сложности в 2-2,5 раза ниже себестоимости деталей, изготовленных из проката.

В 2000 году выпуск всей продукции порошковой металлургии в мире (за исключением СНГ) превысил 700 тыс. тонн. Среди новых деталей, производимых методами порошковой металлургии, шатуны двигателей, крышки подшипников, кольца синхронизаторов коробок передач, роторымасляных насосов, седла клапанов, кулачки распредвалов, узлы автоматических коробок передач и проч. Основными тенденциями развития порошковой металлургии являются: повышение качества исходных порошков, позволяющее увеличить плотность и прочность порошковых изделий; усложнение формы и повышение размерной точности деталей; повышение механических и функциональных свойств готовых изделий.

Для решения этих задач большое внимание в мире уделяется созданию высокопроизводительного и высокоточного формовочного оборудования,совершенствованию и созданию новых технологических процессов изготовления порошковых изделий.

Порошковая металлургия рассматривается в настоящее время не только как ресурсосберегающая технология, но и как эффективный, а зачастую и единственный способ получения новых материалов, в том числе с уникальными свойствами.

На имеющемся в составе ООО «Аврора-БИНИБ» участке по производству порошковых изделий из металлических порошков на железной и медной основах изготавливаются:

- детали конструкционного назначения:
- пробки пъезогенератора 2-х конфигураций (с лункой и с пазом) см. рис. 1а. Эти детали применяются в силовом механизме пъезозажигалки. Ранее они изготавливались методом механообработки из калиброванного проката, а сейчас методом порошковой металлургии мы получаем готовые детали без какой-либо дообработки, т. е. практически безотходно;

Рис. 1а Рис. 1б

Колпачок (см. рис. 1б), работает в качестве излучателя волн ультразвуковой частоты;

Рис.2 Рис. 3


- детали антифрикционного назначения (см. рис. 2) – типа гладких и ступенчатых втулок, которые применяются в качестве подшипников скольжения на автобусах различных марок, троллейбусах, автомобилях и др., взамен ранее применявшихся бронзовых деталей. Работоспособность порошковых деталей несколько выше бронзовых, так как они имеют пористость и пропитываются маслом, поэтому в меньшей степени зависят от работы централизованной системы смазки или своевременности внесения смазки шприцеванием;
- электротехнического назначения (см. рис. 3) – деталь «Контакт». Изготавливается из порошковой композиции на медной основе и работает в качестве разрядника искры в пъезозажигалке. Деталь имеет высокую сложность конфигурации, возможность ее изготовления методом механообработки проблематична.

У нас работают высококвалифицированные специалисты, которые могут проработать номенклатуру Ваших изделий и выбрать номенклатуру деталей, которые по экономическим показателям и эксплуатационным характеристикам целесообразно перевести на изготовление методами порошковой металлургии, выполнить весь комплекс НИОКР по разработке состава порошковых материалов и технологий, запустить в производство порошковые детали для Вашей потребности.
Наши контактные телефоны: 8-(8442)-58-30-60, 8-917-333-5995